Как планировать продажи в действующем бизнесе или при хорошем знании рынка
что нужно сделать, чтобы простроить план продаж
Чтобы планировать продажи, вам необходимо описать несколько ключевых параметров:
1. Цены продаж;
2. Объемы продаж (в натуральном выражении);
3. Рост (или снижение) цен и объемов продаж;
4. Влияние сезонности на цены и объемы продаж;
5. Переменные (прямые) затраты;
6. Рост (или снижение) прямых затрат на единицу продукции;
7. Влияние сезонности на прямые затраты.
При продаже разной продукции или работе с разными целевыми аудиториями эти параметры нужно описать отдельно для каждого продукта и / или аудитории.
Если у вас есть статистика за несколько предыдущих лет, то на ее основе можно рассчитать средние объемы продаж, цены, затраты и сезонные колебания. Эти средние можно будет использовать в качестве отправной точки в прогнозах. Тогда все параметры можно получить за 3 последовательных шага.
Шаг 1. Определите средние цены, объемы продаж и затраты
Для расчета объемов продаж используйте простую среднюю. Рассчитайте общий объем продаж за весь прошлый год и разделите это значение на 12 (или сумму за несколько лет разделите на количество месяцев).
Для расчета цены продаж нужно использовать среднюю взвешенную. Рассчитайте выручку за весь прошлый год и разделите на общий объем продаж в натуральном выражении за прошлый год (или выручку за несколько лет на объем продаж за этот же период).
Схожим образом нужно рассчитать затраты. Лучше рассчитать их не в общей сумме, а разделить их на отдельные статьи затрат.
Шаг 2. Рассчитайте коэффициенты сезонности
Теперь нужно рассчитать коэффициент сезонности. Для этого нужно результат за месяц разделить на среднее значение и умножить на 100. Из получившегося числа отнимите 100 и вы получите сезонное отклонение в процентах. Если получилось отрицательное число, значит в этом месяце происходит сезонный спад. Если получилось положительное число, значит в этом месяце есть сезонный рост.
Шаг 3. Установите план по росту продаж
Остается разобраться с ростом (или снижением) продаж и затрат в прогнозном периоде. Часто советуют: «Укажите рост на 20% и увеличьте планы менеджерам». Это способ может сработать, но он не лишен недостатков. Параметры, которые вы закладываете в бюджет, должны быть понятными и контролируемыми.
Поэтому рост нужно обосновать. Для справедливой оценки роста вам нужно знать, с одной стороны, потолок рынка, с другой стороны, ресурсы, которые у вас есть или могут быть для наращивания продаж. К таким ресурсам относится, например, время менеджеров по продажам.
Если вы закладываете 20% рост, вы должны понимать, за счет каких ресурсов вы его получите. Это может быть более эффективная работа менеджеров с обращениями. То есть вы ожидаете роста конверсии. Он может быть достигнут за счет внедрения и улучшения скриптов продаж, обработки возражений. Для этого может понадобиться провести обучение, разработать или заказать скрипты, изменить бизнес-процессы или провести другие мероприятия. Многие из таких действий потребуют от вас дополнительных вложений. Составьте план необходимых мероприятий и добавьте расходы в бюджет. Может вырасти само количество обращений. Вероятно, для этого тоже потребуется провести работу. Например, сделать новый сайт, пересмотреть рекламную стратегию, принять участие в выставках. Это тоже сопряжено с дополнительными расходами, составляйте план работ и добавляйте затраты в бюджет.
Может увеличиться количество менеджеров. Это тоже отдельный бюджет, как на зарплату, так и на оборудование рабочих мест.
Можно повысить цены, но это, зачастую, приводит к снижению объемов продаж.
Таким образом, любые прогнозы по росту объема продаж должны сопровождаться планом действий, которые приведут к этому росту. Весьма вероятно, что такой план будет означать рост затрат. Аналогичная логика используется и при планировании изменения переменных затрат.
Что делать, если данных не хватает?
Если у вас недостаточно данных, чтобы рассчитать все нужные показатели, прочитайте нашу статью «Как планировать продажи в новом бизнесе без хорошего знания рынка?» по этой ссылке: kak_planirovat_prodazhi_v_novom_biznese
Когда вы определите ключевые параметры, внесите их в систему онлайн-планирования BRP ADVICE, чтобы составить первую часть бюджета: план продаж и план закупок.
Заходите в сервис онлайн-планирования, бюджетирования и финансового моделирования по этой ссылке: plan.brpadvice.ru
Желаем вам успешной работы!
Ваш Виктор Рыбцев
и команда BRP ADVICE.
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О ПЛАНИРОВАНИИ И БЮДЖЕТИРОВАНИИ
используйте бесплатную финансовую модель BRP ADVICE и приходите на семинары
Скачать финансовую модель BRP ADVICE
Как скачать финансовую модель бесплатно?
Заполните форму ниже.
Откройте вашу электронную почту и подтвердите, что вы оставили заявку на финансовую модель.
Готово! Ваша персональная ссылка на скачивание финансовой модели формируется автоматически. Она будет отправлена вам письмом не позднее, чем через 15 минут.
Если какое-то из наших писем попадет в папку "Спам", пожалуйста, нажмите "Это не спам".
Если у вас возникнут сложности, пишите на info@brpadvice.ru.
Записаться на семинар по стандартам финансового моделирования
BRP ADVICE проводит бесплатные семинары по стандартам финансового моделирования.
Каждый месяц в Санкт-Петербурге.
Предварительная регистрация обязательна.
Заполните форму ниже, чтобы получить персональное приглашение на семинар.
НАШИ КЛИЕНТЫ

Газпром Экспорт
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

Магнитогорский металлургический комбинат
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

Ампарус
Управленческий учет, бюджетирование, Учебный центр

Криогаз
Финансовый менеджмент, Учебный центр

ЕВРАЗ КГОК
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

Тристар Инвестмент Холдингс
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

ЭКСИ-БАНК
Финансовый анализ

Сибирская генерирующая компания
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

БИНБАНК
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

Институт телекоммуникаций
Финансовое моделирование и оценка проектов в государственно-частном партнерстве (ГЧП)

Леноблинновации
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

Авангард
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр

Мантрак Восток
Учебный центр