Переменные затраты: анализ, виды, примеры, формулы
Переменные затраты: что входит, как посчитать, как анализировать, формулы и примеры
руководитель направлений Финансовое моделирование и финансовый анализ, Банкротства в BRP ADVICE
Переменные затраты
Переменные затраты - это расходы компании, которые изменяются в зависимости от объемов производства или продаж: увеличиваются объемы - увеличиваются затраты, объемы падают - уменьшаются и переменные затраты. Составляют прямую себестоимость продукции. Главный признак переменных затрат - их исчезновение при прекращении деятельности организации.
Переменные затраты - противоположность постоянных затрат, которые, как правило, остаются неизменными независимо от объемов производства. Вместе постоянные и переменные затраты составляют совокупные расходы.
Переменные затраты появляются только в тот момент, когда есть выручка. Пока ее нет и переменных затрат нет. Здесь нужно обратить внимание на такой пример:
Остап перепродает стулья. Сначала он их покупает, меняет обивку, затем продает. Между покупкой и продажей проходит неделя.
Когда отец Остап купил стул для продажи, у него еще нет переменных затрат. Да, у него стало меньше денег, но переменных затрат еще нет. Только в тот момент, когда Остап продал стул, можно говорить, что возникли переменные затраты.
Другими словами, переменные затраты - это затраты, которые возникли, чтобы продать что-то конкретное.
Переменные затраты: примеры
Примеры переменных затрат: • материальные издержки (сырье, комплектующие, упаковка), • расходы на сдельную оплату труда сотрудников, отчисления с такой заработной платы во внебюджетные фонды, • проценты и премии персоналу по итогам деятельности, • доставка и транспортировка.
При этом нужно понимать, что для одной компании какие-то расходы будут переменными, а для другой они могут быть постоянными. Например, покупка ручек и карандашей для перепродажи будет относиться к переменным затратам. Но другая компания периодически покупает ручки и карандаши для собственных нужд, для нее это постоянные затраты.
Переменные затраты: что входит
К переменным затратам относятся такие расходы компании, которые увеличатся при увеличении объемов производства или продаж и уменьшатся при сокращении таких объемов. В переменные затраты входят как материальные расходы (сырье), так и нематериальные (проценты менеджеру по продажам).
Переменные затраты пропорционально зависимы от объемов производства компании. Они растут, когда компания производит больше товаров или услуг, и снижаются вместе с производственными объемами. Это их главное отличие от постоянных затрат, которые остаются неизменными при любых объемах производства.
Виды переменных затрат
Для разных видов бизнеса переменные затраты могут быть разными. Например, для производства в переменные затраты входит сырье и материалы, упаковка, расходы на сдельную оплату работы цехового персонала, расходы на доставку и транспортировку грузов.
Для торговой компании переменными затратами будут расходы на закупку товаров для перепродажи, сдельная оплата труда менеджеров по продажам, комиссионные агентов.
Для компании, оказывающей услуги, к переменным затратам чаще всего относится сдельная оплата труда и реже - расходные материалы. Но использование таких материалов должно относиться к конкретной услуге, а когда услуги не оказываются, такие материалы не расходуются.
Переменные затраты на примере компании "Дружок-пирожок"
Компания "Дружок-пирожок" ежедневно производит пирожки и различную выпечку, используя сахар, муку, молоко, яйца и различные виды начинок. В пекарском цехе работают 4 человека, получающие сдельную оплату труда, два духовых шкафа, тестомешалка и кондиционер, потребляющие большой объем электроэнергии. Выпеченную продукцию развозит до точек продаж служба доставки "Не очень бережно, но быстро".
Также “Дружку-пирожку” приходится платить зарплату административному персоналу (бухгалтер и директор), оплачивать аренду помещений, услуги охранной организации и закупать оборудование.
Таким образом, переменные затраты компании "Дружок-пирожок" составляют сахар, мука, молоко, яйца, различные виды начинок и любые другие ингредиенты, необходимые для изготовления кондитерских изделий, сдельная заработная плата четырех пекарей, оплата электроэнергии и услуги службы доставки. Чем больше пекарня печет, тем больше она должна заплатить, но чем меньше объемы производства, тем меньше затрат.
И наоборот, зарплата директора, арендная ставка, стоимость оборудования и услуги охранной организации считаются постоянными затратами, потому что вне зависимости от объема производства пирожков они должны быть оплачены.
Анализ переменных затрат
Руководство компании обязательно должно знать соотношение переменных и постоянных затрат, чтобы понимать, насколько прибыльна компания при тех или иных объемах производства.
Переменные затраты нужно знать, чтобы рассчитать маржу и точку безубыточности.
Формула для расчета переменных затрат
Есть два варианта определения переменных затрат.
Первый вариант требует от вас хорошего знания всех расходов компании. В этом случае вам нужно выписать на отдельный лист все затраты. После этого по каждому виду затрат нужно сделать предположение, вырастут ли эти затраты при росте продаж и снизятся ли при падении. Если такая связь есть, то затраты переменные. Через какое-то время, например, через месяц проведите анализ еще раз.
Второй вариант подходит, когда вы видите только некоторые данные по компании, например, выручку и маржинальность (измеряется в процентах или долях единицы). В этом случае переменные затраты можно вычислить по формуле:
Переменные затраты = Выручка - Выручка * Маржинальность,
если маржинальность измеряется в долях единицы или по формуле:
Переменные затраты = Выручка - Выручка * Маржинальность / 100,
если маржинальность измеряется в процентах.
Инсайд от инвесторов и аналитиков про постоянные затраты
Инвесторы и финансовые аналитики иногда считают соотношение переменных и постоянных затрат. По их мнению, бизнес тем надежнее, чем выше результат. Это говорит о большем запасе прочности в случае падения продаж. Но проводить такой анализ можно только по сопоставимым компаниям, то есть по компаниям из одной отрасли. Это связано с тем, что для разных отраслей нормальное соотношение переменных и постоянных затрат будет отличаться.
Какие должны быть переменные затраты?
И кстати, про нормальные соотношения переменных и постоянных затрат. Их нет. Они отличаются для разных отраслей, регионов, этапов развития компании и масштабов бизнеса. Совершенно точно, что они должны быть меньше выручки ;)
Входит ли реклама в переменные затраты
Входит ли реклама в переменные затраты - это сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, если не будет рекламы, то не будет и продаж. С другой стороны, переменные затраты используются для проведения анализа прибыльности при изменении объемов продаж. И для этого нужно очень хорошо понимать, как изменение расходов на рекламу повлияет на продажи. Если вы можете такой анализ провести, то вы можете включить рекламу в переменные затраты. Если нет, то включайте рекламу в постоянные затраты.
Иногда поступают следующим образом: такие виды рекламы, в которых конверсия легко просчитывается и отслеживается (например, контекстная реклама), включают в переменные затраты. А реклама, для которой конверсия так легко не просчитывается (например, стритлайн), включается в постоянные затраты. Но такое разделение, конечно, зависит от качества работы ваших маркетологов.
Что еще полезно знать?
Посмотрите нашу статью про постоянные затраты.
Желаем вам успешной работы!
Ваш Виктор Рыбцев
и команда BRP ADVICE.
Вы выигрываете с нашими услугами
НАШИ КЛИЕНТЫ
Газпром Экспорт
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
Магнитогорский металлургический комбинат
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
Ампарус
Управленческий учет, бюджетирование, Учебный центр
Криогаз
Финансовый менеджмент, Учебный центр
ЕВРАЗ КГОК
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
Тристар Инвестмент Холдингс
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
ЭКСИ-БАНК
Финансовый анализ
Сибирская генерирующая компания
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
БИНБАНК
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
Институт телекоммуникаций
Финансовое моделирование и оценка проектов в государственно-частном партнерстве (ГЧП)
Леноблинновации
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
Авангард
Финансовое моделирование и оценка проектов, Учебный центр
Мантрак Восток
Учебный центр