Финансовая модель в Excel.
Статья базы знаний BRP ADVICE.
BRP ADVICE ⇒ База знаний ⇒ Финансовая модель в Excel
Финансовая модель в Excel - что это?
Финансовая модель в Excel – это план доходов и расходов, составленный в Excel. Обычно термин применяется в контексте планирования бизнеса или проекта.
Excel позволяет создать несколько взаимосвязанных таблиц. В каждой таблице может содержаться план работы компании в какой-либо сфере. Например, план продаж, план закупок, штатное расписание и фонд оплаты труда, бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и другие планы. Такие таблицы могут быть связаны между собой расчетными формулами. Изменение одной из таблиц ведет к автоматическому пересчету остальных.
Итак, финансовая модель в Excel – это совокупность взаимосвязанных таблиц, предназначенных для планирования деятельности компании. Следовательно, при создании финансовой модели необходимо определить перечень и виды таблиц, а также характер взаимосвязей между ними. Кроме того, необходимо сформировать исходные данные или гипотезы, на основании которых будут рассчитываться таблицы.
Все таблицы финансовой модели можно разделить на итоговые и вспомогательные. Первые – это таблицы, которые содержат ключевые результаты, вспомогательные – используются при выполнении промежуточных вычислений на пути от исходных данных к ключевым результатам.
Какие таблицы нужно составить в финансовой модели в Excel?
Финансовые модели в Excel лучше формировать с учетом отраслевых особенностей. Так, у производственной компании структура модели будет одна, строительного проекта – вторая, интернет-магазина – третья и так далее. Однако можно объединить все частные коммерческие проекты в нефинансовом секторе в одну общую логику. Это основано на том, что эти компании ведут учет на основании единых или похожих принципов и правил учета, формируют одинаковые формы финансовой отчетности. Следовательно, можно выделить несколько универсальных таблиц финансовых моделей в Excel, которые необходимо создавать при моделировании проектов в разных отраслях. К ним относятся:
– бюджет движения денежных средств (БДДС, прогнозный отчет о движении денежных средств),
– бюджет доходов и расходов (БДР, прогнозный отчет о финансовых результатах),
– прогнозный баланс или активы-пассивы.
Каждая из этих форм имеет свою типовую структуру. БДДС предполагает разделение всех денежных потоков на три группы: операционные или по текущей деятельности, инвестиционные и финансовые. БДР позволяет увидеть финансовые результаты с учетом разных видов доходов и расходов, баланс требует разделения активов на внеоборотные и оборотные, пассивов на капитал и резервы, целевое финансирование (если применимо), долгосрочные и краткосрочные обязательства.
Такую типовую структуру можно сохранять и при построении финансовой модели в Excel.
Составить баланс, БДР и БДДС можно с помощью вспомогательных расчетов. Каких именно, зависит от отрасли и проекта. По существу, для каждого значения в отчете необходимо провести предварительные расчеты. Следовательно, чтобы запланировать логику расчетов, можно взять финансовые отчеты уже действующего бизнеса и по каждому показателю составить мини-модель планирования именно этого показателя.
Например, планирование выручки можно провести с использованием следующих методик планирования:
– спрогнозировать цены и объемы продаж, выручка будет их произведением,
– оценить объем рынка и долю на нем, выручка будет их произведением,
– запланировать темпы роста выручки от текущего значения, выручка будет произведением темпов роста и базисной величины.
Перейти от выручки к поступлениям денежных средств от покупателей можно, используя показатели оборачиваемости.
Так шаг за шагом можно сформировать полную модель планирования, останется только реализовать ее в Excel.
Пошаговая методика создания финансовой модели
Итак, перед реализацией финансовой модели в Excel необходимо составить абстрактную модель расчетов. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Взять финансовую отчетность, состоящую из баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, по действующему бизнесу. Это может быть отчетность как компании, для которой формируется финансовая модель, так и отчетность другой компании из нужной или похожей отрасли. При наличии возможности целесообразно использовать отчетность нескольких разных компаний за разные периоды времени.
2. Определить, как именно можно спрогнозировать значение каждого из показателей в каждой из форм отчетности. При этом может потребоваться формирование допущений или гипотез об исходных данных для расчетов.
3. Зафиксировать формулы, которые решено использовать в расчетах.
4. Сформировать перечень гипотез, которые сделаны или будут сделаны, в финансовой модели.
После успешного выполнения этих 4 шагов можно приступать к реализации финансовой модели в Excel. Ее создание в Excel пройдет проще, если использовать математические, статистические, логические функции, функции даты и времени, а также функции ссылок и массивов. В некоторых случаях полезны будут также финансовые функции Excel.
Примеры финансовых моделей вы можете посмотреть по этой ссылке >>>
Узнайте больше об услуге финансового моделирования в BRP ADVICE >>>
Запишитесь на курсы финансового моделирования BRP ADVICE >>>
Хороших Вам проектов!
Виктор Рыбцев.
Генеральный директор BRP ADVICE.
BRP ADVICE в цифрах
2012
В 2012 году основана компания BRP ADVICE.
Более 300
Более 300 человек прослушали курсы Финансовое моделирование BRP ADVICE.
Более 50
Более 50 банкротных дел в разных отраслях.
Миллионы
Находим аномалии в банковских выписках с миллионами операций.
Более 6000
пользователей финансовых моделей BRP ADVICE.
В 17 странах
используются финансовые модели BRP ADVICE.
5 бесплатных
профессиональных финансовых моделей и бюджетов
Более ₽100 млрд
бюджет проектов, рассчитанных в стенах BRP ADVICE
Клиенты BRP ADVICE
Есть вопросы? Задавайте!
Группа BRP ADVICE
ООО “БиАрПи Эдвайс”
ИНН: 7801582233.
Головной офис: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 11.
Телефон: +7(812)983-49-76, по РФ – 8(800)700-97-86