Какие инсайты управления сотрудниками дает психология?
Как построить БДР, БДДС и баланс. Теория, задание и решение
BRP ADVICE ⇒ База знаний ⇒ Какие инсайты управления сотрудниками дает психология?
Рассказывает Виктор Викторович Рыбцев – генеральный директор BRP ADVICE. Руководитель проектов компании в области стратегического консалтинга, финансового моделирования, финансового анализа, управленческого учета, антикризисного управления. До прихода в компанию BRP ADVICE руководил финансовыми отделами и департаментами в компаниях B2B и B2C сегмента.
Автор и преподаватель курсов BRP ADVICE по темам: “Финансовое моделирование в Excel”, “Налоговое моделирование в Excel”, “Финансовый анализ и его автоматизация”, “Управленческий учет и отчетность”.
В общей сложности провел более 100 курсов и тренингов. В 2008-2010 году преподаватель курса «Микроэкономика» в Санкт-Петербургском Государственном Университете Экономики и Финансов (сейчас Санкт-Петербургский государственный экономический университет).
Кандидат экономических наук. Закончил программы MiBA по направлению Marketing and management Университета г. Гамбург (Германия) и “MBA – стратегический менеджмент” в МИРБИС (Москва, РФ).
Виктор продолжает цикл инсайтов по мотивам MBA в МИРБИС.
Какие инсайты управления сотрудниками дает психология?
Продолжаю прокачивать свое подсознание, сознание и навыки на #MBA в МИРБИС. Третья сессия завершена, значит, пришло время очередного лонгрида. За материал, подачу и прекрасный интерактив спасибо прекрасной Анне Козловой
Итак, можно ли описать модели личности так, чтобы это использовать в управлении? Да, конечно. Одна из концепций – «Спиральная динамика развития человека», предложенная профессором психологии Клером Грейвзом.
Основная идея: мировоззрения людей можно классифицировать. То есть можно определить несколько мировоззренческих систем со схожими ценностями и моделями поведения. Реакция людей с одной и той же мировоззренческой системой на какой-то раздражитель будет схожей. Побудить таких людей к действию можно одними и теми же способами. Значит, эти системы можно использовать в управлении.
Сейчас существует восемь основных мировоззренческих систем или моделей личности. Они взаимосвязаны друг с другом, так как взгляды и ценности человека меняются. Человек может быть сфокусирован на собственном благополучии или на благополучии окружающих его людей. Его парадигма может перейти на новый уровень или вернуться к прежней.
Получается, развитие человека происходит по спирали. Спираль легко отображается графически. Особенно, когда каждой модели личности присвоен цвет. Так появились цвета-названия (по спирали развития снизу-вверх): бежевый уровень, фиолетовый, красный, синий, оранжевый, зеленый, желтый, бирюзовый. Смотрите картинку.
Бежевый уровень развития личности
Бежевый уровень – это парадигма выживания. Она нацелена в первую очередь на собственное я. Человек занят только удовлетворением базовых физиологических потребностей: еда, вода, кров и тому подобное. Его действия основаны в большей степени на привычках и инстинктах. В чистом виде среди сотрудников встречается редко. В том числе, так как для выживания человек присоединяется к группе и переходит на другой уровень развития личности.
Фиолетовый уровень развития личности
Фиолетовый уровень – это уровень причастности к группе. Выживать легче вместе, поэтому для человека становится значимым коллективное мы. Таких людей в компании можно встретить чаще предыдущих. Их ценность – это следование сложившимся порядкам, верность старшим. Они скорее безынициативны, но могут справляться с рутинным операциями. Простая аналогия – племенной строй.
Мотиваторы – принадлежность к группе. Создавая угрозу такой принадлежности или усиливая чувство причастности можно побудить человека совершать те или иные действия.
В таком коллективе у некоторых людей проявляются склонности к лидерству, они начинают забирать себе больший «кусок пирога», и тем самым переходят на новый уровень.
Красный уровень развития личности
Красный уровень – это уровень силы и доминирования. В этой модели человек вновь сконцентрирован на собственном я. Он забирает силой то, что ему нужно, готов идти по головам и выбивать необходимое из поставщиков, клиентов или коллег. Не чурается обмана для достижения своих личных целей: денег, власти, сенсорных удовольствий. Частые признаки: демонстративное потребление, самовыражение за счет других, агрессия.
Мотиваторы – деньги, ресурсы или власть. Обещая эти вещи или давая возможность их получить, можно направить активность такого человека в нужное русло. Однако таких людей не стоит оставлять без присмотра, потому что они могут начать использовать ресурсы компании для личного обогащения.
Несколько раз получив сдачи и оставшись без добычи, красная личность начинает понимать ценность правил. Это ведет его на следующую стадию развития.
Синий уровень развития личности
Синий уровень – это порядок. Человек вновь ощущает себя частью социума, а не его центром. Для него большое значение приобретают законы, правила, инструкции. Он считается с авторитетами и ответственно выполняет свою работу.
Главное для человека с такой парадигмой – стабильность. Следовательно, нарушая чувство уверенности в завтрашнем дне, человека можно мотивировать к совершению каких-то действий. Особенно ценен для таких людей руководитель, обеспечивающий эту самую стабильность.
Люди с такой парадигмой – отличные исполнители и аналитики в рамках существующих регламентов и процессов. Однако некоторые из них справляются с задачами быстрее и лучше других. Это может привести к очередной смене мировоззрения.
Оранжевый уровень развития личности
Оранжевый уровень – это челлендж. Люди, успешно выполняющие задачи, начинают хотеть большего: более сложных задач, более высокого социального статуса и соответствующих материальных благ. Эти люди рациональны, нацелены на успех и достижение результата, им интересны сложные амбициозные проекты. Они любят соревнования и доказывают себе «я могу».
Задевая струну «а справишься ли ты», таких людей можно отправить решать новые сложные задачи. Они часто соглашаются идти на повышение с ростом обязанностей и функционала без существенного роста в заработной плате, потому что поставлена задача-вызов, челлендж.
Решая все более и более сложные задачи звезды начинают понимать, что коллективная работа значительно более эффективна по сравнению с усилиями одного человека. Это ведет к переходу на другой уровень.
Зеленый уровень развития личности
Зеленый уровень – это уровень командной игры. Высокое значение приобретает то, что способствует синергетическому эффекту: принятие чужих точек зрения, равенство между участниками команды, эмоциональная атмосфера, гармония и взаимоуважение.
Зеленые хорошо работают как командные игроки и могут управлять слаженной командой.
Это первые шесть моделей личности. И время подчеркнуть: человек проходит эти стадии от бежевой к зеленой, не пропуская их. При переходе на новую стадию его парадигма дополняется, а не переписывается заново. Это означает, что человек с более высокой стадии может спуститься на более низкую. Как на временной, так и на постоянной основе. Однако, переход на более низкую стадию может вызывать дискомфорт.
Например, руководитель – командный игрок (зеленый) может осадить молодого сотрудника, перешедшего с фиолетового на красный уровень. Но постоянная работа в таком режиме будет руководителю не приятна, и он, вероятно, задумается о переходе в компанию с более развитым коллективом.
Как вы помните, зеленый уровень – это не последний уровень на спирали. И наш руководитель может вновь вернуться к ориентации на себя и свой комфорт, но уже на более высоком уровне развития личности.
Желтый уровень развития личности
Желтый уровень – это свобода. Для человека особенно значимы независимость, достоинство, знания, обучение и развитие, гибкость в сочетании с естественностью. Такой человек системен, может выполнять и ставить задачи в самых различных областях, знания и компетенции ценит значительно выше должностей и статусов. Часто на этом уровне находятся уже собственники бизнеса и предприниматели. Они с легкостью и без дискомфорта могут переключаться на любой другой уровень, потому что все время остаются в гармонии со своими ценностями и убеждениями.
Такие люди находятся в потоке, испытывают так называемом потоковое счастье. То есть они счастливы от того, что делают. И они ищут свое предназначение в этом мире. Один из вариантов дальнейшего развития – это счастье от создания общего блага.
Бирюзовый уровень развития личности
Бирюзовый уровень – это уровень глобального процветания. Люди, перешедшие на этот уровень, стремятся сделать мир лучше: честнее и добрее, более сытым, здоровым и так далее. На этом уровне могут создаваться прорывные инновации. Однако организациям тяжело быть бирюзовыми, и прорывные инновации внедряются людьми с другими моделями личности.
Что в итоге? Какие инсайты в управлении сотрудниками дает психология?
Что в итоге? Есть несколько моделей личности, чаще всего встречающихся в бизнесе. Это фиолетовые, красные, синие, оранжевые и зеленые. Среди предпринимателей, в особенности, инноваторов – часто встречаются желтые. Для эффективного управления или взаимодействия с каждым типом личности необходимо задействовать нужный мотиватор. Для бежевых – базовые физиологические потребности. Для фиолетовых – принадлежность к группе. Для красных – власть и деньги. Для синих – чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Для оранжевых – амбициозность задачи, принцип «я могу», социальный статус и процветание. Для зеленых важна гармония в коллективе, чувства, эмоции. Для желтых свобода, независимость, знания, развитие важнее должности. Для бирюзовых – общественное благо. При правильном определении типа личности и работе с нужными мотиваторами результаты работы будут лучше.
Таким образом, психология помогает работать с людьми осознанно. Применяйте это на практике для лучших результатов)
BRP ADVICE в цифрах
2012
компания BRP ADVICE зарегистрирована 23.08.2012
Более 500
Более 500 человек прослушали курсы Финансовое моделирование BRP ADVICE.
Более 300
Более 300 проектов антикризисного управления в разных отраслях.
Миллионы
Находим аномалии в банковских выписках с миллионами операций.
Более 20 000
пользователей финансовых моделей BRP ADVICE.
В 17 странах
в России, Швейцарии, Бельгии и других странах используют финансовые модели BRP ADVICE.
5 бесплатных
профессиональных финансовых моделей и бюджетов
Более ₽700 млрд
бюджет проектов, рассчитанных в стенах BRP ADVICE
Клиенты BRP ADVICE
Есть вопросы? Давайте обсудим!
Группа BRP ADVICE
Платежи по банковским картам осуществляются в адрес ИП Рыбцев Виктор Викторович. ИНН 782512845653. Оферта и реквизиты >>> Оферта на ФинРадар >>>
Головной офис и почтовый адрес: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 11, оф. 423.
Место проведения занятий в Москве:
ул. Каланчевская, д. 15 (если прямо не указано иное).
Телефон: +7(499)394-63-64, +7(812)983-49-76, по РФ – 8(800)700-97-86